Russian English
Русские Иконы . РУ: Икона - это предже всего святыня и в ней каждый человек находит покой своей душе.
Главная О нас Обучение Иконы Картины Скульптуры

Живоносный источник

Л. В. Иванова

Член Союза Художников России

Профессор МСА

 

Пришло время, когда каждый должен открыть в себе тот центр притяжения, те энергетические полюса, которые помогут ему правильно ориентироваться в жизни и, найти Бога внутри себя, найти Его и в окружающем мире.
Современное иконописное искусство, пронизано древнейшими национальными традициями и задачами, – вывести сознание человека в мир духовный, изменить само сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь Преображения.
Очень жаль, что между искусством Древней Руси и русским искусством нового времени порвалась преемственная связь, но изучение и осмысление мира древнерусской живописи отвечает нашей, давно назревшей потребности опираться не только на уже давно признанные достижения мировой культуры, но на мало известные еще замечательные шедевры, созданные много веков тому назад нашими предками.
Нельзя оценить творческую судьбу Руси без влияния Византии. Греки наследники самых первых веков Христианства, явились хранителями древнейших святынь и живописных секретов. Привлекала и широкая образованность, изящество мысли византийских мастеров, поэтому их произведения высоко ценились на Руси. Именно при посредстве икон, привозимых из Византии, знакомилась на первых порах Русь с основными нормами и канонами Христианской живописи. Долгое время русские художники следовали греческим учителям, пока на небосклоне Древней Руси появились такие иконописцы как: Андрей Рублев, Прохор с Городца, Дионисий и другие. Их произведения отличает от Византийской школы - богатством природной гаммы небесных цветов, краски нежные – розовые, голубые, желто-огненные – поют, звучат, выражая радость, зовут к себе. Как обещание небесного блаженства. Чистые цвета икон не только радуют глаз, давая ощущение предельно полнокровной красочности, они еще дают уверенность, что представлены не такие предметы, которые каждый способен увидеть рядом с собой, но и такие о которых можно только мечтать, которые доступны только возвышенному созерцанию. Образы русских икон обладают большей открытостью и непосредственностью. Их глубокая человечность и возвышенная одухотворенность вызывает ощущение того, что икона овеяна светом и воздухом, что это прекрасное видение. В ней похожей на полупортрет - полузагадку, сияет невидимый свет и  звучит неслышная  музыка небесного хорала. Так в Православной Христианской эстетике икона передает высшую Небесную Красоту, а линии и краски это всего лишь символы, в которых таится предание о неведомых миру сокровищах. В работе «Три  очерка о русской иконе» Е. Н. Трубецкой так раскрывает  смысл красоты, заложенной в иконах: «… Русская религиозная архитектура и русская иконопись, без сомнения принадлежат к числу лучших созданий. Здесь наша народная душа явила самое прекрасное и самое интимное, что в ней есть - ту прозрачную глубину религиозного вдохновения, которая впоследствии явилась миру и в классических произведениях русской литературы. Достоевский сказал, что «красота спасет мир»..., когда слова эти были сказаны, Россия еще не знала, какими художественными сокровищами она обладает. Наши иконописцы видели эту Красоту, которою спасется мир, и увековечили ее в красках. И самая мысль о целящей силе Красоты давно уже живет в идее явленной и чудотворной иконы!  Среди той многострадальной борьбы, которою мы ведем, среди бесконечной скорби, которую мы испытываем, да послужит нам эта сила источником утешения и бодрости. Будем же утверждать и любить эту Красоту! В ней воплотится тот смысл жизни, который не погибнет! Не погибнет и тот народ, который с этим смыслом свяжет свои судьбы. Он нужен вселенной для того, чтобы сломить господство зверя и освободить человечество от тяжкого плена».
Православная икона притягивает верующих и не верующих, интерес к ней отличается разнообразием: увлечение старинной или вообще собирательством, но главное же тяга к иконе в плане религиозном – это понять ее, а через нее понять и Православие. Путь современного просвещенного человека к осознанию Церкви тот же, что и к осознанию иконы. В течение многих веков Церковь была созидательницей и носительницей Христианской культуры.
«Но земная культура творится не государством и не Церковью, а народом: многим множеством свободно дышащих и созерцающих индивидуальностей. И потому ни государство, ни Церковь не должны помышлять о том, чтобы подавить, вытеснить или заменить это творческое дыхание людей, создающих христианскую культуру. А Церковь должна оставаться творческой хранительницей, живым и авторитетным источником того христианского духа из которого народ только и может создавать христианскую культуру на земле», - говорит нам И. А. Ильин в своей работе «Основы Христианской Культуры».
В наше время вникнуть в суть иконопочитания – значит осмыслить саму икону не только как предмет молитвы или украшение Храма, а осмыслить то, что она несет в себе её созвучие человеку, осмыслить свидетельство духовного опыта, передаваемого из глубины Православия, неприходящее значение Христианского Откровения, а поскольку Откровение обращено к человеку к нему же обращен и образ на иконе.
Первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Эдесский царь Авгарь страдал от «черной проказы» - самой тяжелой и неизлечимой болезнью того времени. Узнав от своих подданных об Иисусе Христе, исцеляющем страждущих (см. Евангелие от МФ 8 1-4), посылает к нему своего живописца Ананию. Но художнику никак не удавалось изобразить лик Иисуса Христа, потому что выражение Его беспрестанно менялось непостижимой божественной силой. Увидев страдания художника, Спаситель сам подозвал Ананию, затем омыл свое лицо водой и вытер убрусом (четырехугольным платом), на котором вода тотчас превратилась в краски и запечатлелся образ Спасителя. Церковное Предание  называет этот образ «Богозданной иконой». Царь Авгарь с верой и любовью приняв Нерукотворный образ Спасителя сразу же почувствовал облегчение и мучения его прекратились. Как отмечает архимандрит Зинон в книге «Беседы иконописца»: «… икона не изображает, она являет». Зинон пишет: «… Она есть явление царства Христова, явление преображенной, обоженой твари, того самого преображенного человечества, которое в своем лице явил Христос. Поэтому изначальными иконами Церкви были иконы Спасителя, сошедшего с небес и вочеловечившегося для нашего искупления, и его Матери. Позже стали писать апостолов, мучеников, которые тоже явили в себе образ Христа. Качество иконы определяется насколько она близка к Первообразу, насколько она соответствует той духовной реальности о которой свидетельствует»,
Древнее церковное предание возводит начала икон Богоматери к временам апостолов. Святой апостол Лука издревле почитается как первый иконописец, написавший образ Пресвятой Богородицы. Апостол Лука, искусный врач и художник, ученейший гражданин Антиохии, чтобы удовлетворить горячее желание первых Христиан, видеть живописный лик Богоматери, изобразил ее на доске с Предвечным младенцем на руках. Потом написал еще две иконы и принес все три к самой Богородице. Увидев свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророчественное слово: «Отныне ублажат Мя вси роди» - и присовокупила: «Благодать Родшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет».
Одна из этих трех икон удостоившихся благословения самой Владычицы Небесной, на которой Богородица изображена одна, без Единородного Сына Своего, именуется Милостивою, как умоляющая Сына Своего о помиловании нас, грешных. Другая икона на которой изображена Пресвятая Дева держащею сына Своего с левой стороны, называется Одигитрия, т. е. путеводительница наша к Царству  Небесному, третья, на которой Пресвятая Дева держит Младенца с правой стороны, именуется так же  Милостивая, но для различия от первой иконы, называется Милостивая Киккская (от горы Киккос, что на северо-западной стороне острова Кипра). Божественная благодать пребывала на иконах Божьей Матери и во исполнение Ее пророческого слова, Божественный Сын Ее даровал ей особенную нескончаемую силу помогать немощным, исцелять страждущих, утешать печальных.
Прошли века, но нет конца чудесам и благодеяниям, в которых Она вечно живой источник, и нет пределов Ее милосердию! Сейчас чудотворных икон Матери Божьей, как  звезд на небе, никто еще не мог исчислить. Все прибегающие  к Богородице с верою и усердием находят в ней заступление и помощь. Огромное количество икон в том числе Божьей Матери  у нас в России мироточат. Среди повествований, собранных в «Киево –Печерском патерике» 11 век (сборник рассказов о жизни выдающихся иноков первого поколения русского монашества) есть история о родоначальнике русского иконописания старце Алимпии. Алимпий считал даже сам материал своего художества – краски, освященными и целебными и лечил больных, помазуя их кистью, которой писал свои иконы. В этом предании впервые на  Руси проявляется идея целительной помощи от искусства иконописи и служения художника страждущему человеку!


Литература:

  1. Архимандрит Зинон «Беседы иконописца», «Православные иконы», стр. 4
  2. Е. Н. Трубецкой «Три очерка о русской иконе», статья «Умозрение в красках», стр. 34
  3. Евангелие от Матфея гл. 8 (1-4), стр. 159-161.
  4. И. А. Ильин «Основы христианской культуры», стр. 42
  5. Энциклопедия Православной Святости, том I стр. 341
  1. Икона в переводе с греческого языка означает «образ», «портрет».
  2. Иконописный канон — это совокупность приемов иконописи, по которым строится изображение. С греческого языка «канон» переводится как «правило», «мерило».

Богоматерь Милостливая Киккская

Автор Лариса Иванова

Член Союза Художников России




Иконы     Картины     Скульптуры     Как купить     Как заказать     Карта сайта
© 2005-2024 Лариса Иванова и Анатолий Ширяев  
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Ризница.ру - Православный магазин для производителей и оптовых покупателей церковных товаров картины и художники